Опыты с водой
01.10.2025
Познавательно-исследовательская
деятельность
(экспериментирование)
Для старшего дошкольного
возраста
Тема: «Что я знаю о
воде»
Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами
воды.
Программные задачи:
Образовательные:
·
ознакомить детей со свойствами воды:
отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не
имеет запаха.
· уточнить знания детей
о назначении воды в нашей жизни.
Развивающие:
·
развивать
познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
·
закреплять умение работать с
прозрачной посудой;
·
развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность
анализировать;
·
активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными
и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать
выводы;
·
стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные:
·
воспитывать бережное отношение к воде.
·
воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение
партнёра;
Оборудование: карточки в виде капелек
воды с загадками, рисунки на тему «Вода»; прозрачные пластиковые
стаканы, прозрачные сосуды разных размеров и формы, соломинки для коктейля,
сок, молоко, ложки; аудиозапись с голосом магистра естественных наук; клеёнки,
салфетки; почтовый ящик, конверт.
ХОД:
Воспитатель: Ребята! Я сегодня получила письмо и посылку без обратного
адреса: «Ребятам старшей группы».
«Здравствуйте, ребята! Я Магистр
естественных наук (предварительно обсудить с детьми кто такой магистр и
значение словосочетания «естественные науки»). Слышал, что вы много знаете и
умеете. Злой волшебник запер в волшебной коробке мои сокровища. Коробка
откроется только тогда, когда вы разгадаете секреты, ответите на все вопросы и
соберете карточки – схемы. Торопитесь, у вас мало времени. Если успеете,
сокровища будут ваши. Удачи!»
Все задания написаны на
капельках. Воспитатель достаёт все капельки с конверта и читает задание,
которое написано на капельки с цифрой 1.
Задание №1.
Отгадайте загадки.
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
Уж не солнце ль виновато,
Что висит на неба вата? (Облака)
Кто бежит по горным круча,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой. (Ручей)
Воспитатель прикрепляет на магнитную доску
карточки с рисунками (ответы на загадки).
Воспитатель: Что объединяет наши
отгадки?
Дети. Вода!
Воспитатель: Ребята, как вы
думаете, а где можно встретить воду в природе?
Воспитатель: В морях и океанах
– вода какая на вкус?(солёная )(воспитатель привлекает детей к речевой работе:
вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане –
океаническая), в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная,
родниковая, болотная вода). Какая это вода в отличие от солёной, морской?
Пресная.
Воспитатель: Как вы думаете,
для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?
Воспитатель: Вода – одно из
самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а
сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами.
Задание №2
И так, наше второе задание от магистра
естественных наук: «Докажите, что вода — это жидкость, которая не имеет
запаха и вкуса».
(Вывешиваются таблички-схемы).
Свойство 1: Вода – это жидкость,
безвкусная, не имеет запаха.
Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой,
другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся
вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла
бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт 2. Предложить детям попробовать через
соломинку воду. Если у неё вкус? Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная
Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем
не пахнет.
Воспитатель: Как вы думаете,
удалось нам доказать, что вода — это жидкость, которая не имеет вкуса и запаха?
Воспитатель: Хорошо! Наше
следующее задание.
Задание №3.
Доказать, что вода прозрачна и не имеет
собственной формы.
Свойство 2: Вода прозрачна и не имеет
собственной формы. Вывешиваются карточки-схемы.
Опыт 4.
На столе стоят два стакана, один с водой,
другой с молоком.
Воспитатель: Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
– Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с
молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с
воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.
Опыт 5.
Воспитатель: А теперь воспользуемся и
другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их
форму.
Дети отмечают, что форма у всех
стаканчиков разная.
Воспитатель: Давайте перельём воду в
один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в
отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму
того сосуда, в который её наливают.
И так, какие свойства воды нам с вами
удалось доказать с помощью опыта с водой и молоком, с помощью опыта с водой и
ёмкостями разной формы.
Задание №4.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «как
пополняются запасы воды в природе?».
Воспитатель: Ребята, прежде чем
отвечать на этот вопрос, давайте поиграем! Название нашей игры и будет ответом
на это задание! И так.
Все ребята выходят на ковёр, вы будете
капельками! Я буду вашей мамой-тучкой! (все капельки подходят к тучке).
Пошёл дождь, капельки отправились гулять по земле! (дети прыгают на ковре).
Стали появляться ручейки! (дети объединяются по несколько человек). Ручейки все
начали сливаться в реку! (дети держатся за руки и «превращаются» в одну большую
реку). Затем река потекла в море! (взялись за руки в кругу). Тут
выглянуло солнышко и стало очень жарко! Капельки начали испаряться
И в виде пара капельки опять вернулись к
маме-тучке! (все дети возвращаются к воспитателю).
А теперь присаживаемся на стульчики. Наша
игра закончилась.
Воспитатель: Как вы думаете, как
можно назвать нашу игру!
Воспитатель: Приглашаю вас посмотреть
фильм о круговороте воды вместе со зверятами из лесной школы.
Воспитатель вместе с детьми делает выводы,
а затем вывешивает рисунок-схему на котором изображен круговорот воды в
природе, который и будет являться ответом на вопрос магистра естественных наук.
Воспитатель: Посмотрите на эту
схему («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с
водой в природе (рассказ + демонстрация).
Солнце нагревает воду, и
вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги
поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух.
Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду.
Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают
дождём на землю.
Игра на внимание.
Пока дети играли, карточки-схемы куда-то
исчезли, воспитатель предлагает их найти, но быть при этом внимательными, так
как среди них будут и другие карточки, свойства которых дети не знают,
воспитатель дает установку найти только те карточки, свойства которых дети
доказали.
Дети находят карточки – схемы, выставляют их
на доску и подводят итог.
Воспитатель: Сегодня мы с вами
узнали много интересного о воде. О том, что мы не можем жить без воды, что вода
— это жидкость, безвкусная, прозрачная и не имеет запаха, формы. Запасы воды
пополняются и этот процесс называется круговоротом воды в природе.
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием и давайте послушаем, что же
нам скажет Магистр.
Аудиозапись: «Дорогие, ребята! Я рад за вас! Вы
все справились с моими заданиями, раскрыли все секреты воды, вам удалось
собрать все карточки и за это я вас награждаю своими сокровищами. Для того,
чтобы коробка открылась, нужно сказать волшебные слова: «Рабле - крабле, бум!»
(дети открывают коробку и находят в ней сюрприз).
Воспитатель благодарит
всех детей за работу.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.10.2025
Дата обновления: 01.10.2025
Дата публикации: 01.10.2025