Использование Кейс – метода в работе с молодыми педагогами
01.10.2025
Консультация
с молодыми педагогами
«Использование
Кейс – метода в работе
с
молодыми педагогами»
В профессиональном стандарте
педагога определены базовые компетентности, среди которых присутствует умение
принимать решение в различных педагогических ситуациях. Одним из перспективных
методов на наш взгляд, становится Кейс – метод. Данный метод помогает
комплексно изучить проблему и найти выход из нее.
Родиной Кейс - метода являются
Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. На
сегодняшний день этот метод активно развивается в России.
В основе Кейс - метода лежит анализ
какой-то проблемной ситуации. Он объединяет в себе одновременно и ролевые игры,
и метод проектов, и ситуативный анализ. Задачей этого метода является максимальное
вовлечение каждого участника в самостоятельную работу по решению поставленной
проблемы или задачи.
Кейсы разделяются на три вида:
1.
Печатанные
кейсы
2.
Кейсы
мультимедия
3.
Видео кейсы
Работа по этой технологии,
как и по многим другим, предполагает два этапа: подготовительный и этап
проведения.
Первый этап - это
этап подготовки кейса. На данном этапе формулируется задание, то есть,
записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного
упрощается. Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех
материалов, надо будет дать ответ.
Второй этап - работа
с кейсом это его решение.
Решение кейсов рекомендуется
проводить в следующем порядке:
1. Знакомство с ситуацией, её
особенностями
2. Выделение основной проблемы
(проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на
ситуацию;
3. Формулирование проблемы и отбор
лучших ее формулировок (фронтальный мозговой штурм с последующей дискуссией).
4. Выдвижение гипотетических ответов
на проблемный вопрос (анализ последствий принятия того или иного решения).
5. Решение кейса — предложение
одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные
проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
6. Презентация решения.
7. Рефлексия
хода решения кейса.
Использование кейс метода в работе с
молодыми педагогами позволяет применять на практике теоретический материал, что
положительно влияет на дальнейшую его работу.
Кейсы для работы с молодыми
педагогами
Кейс №1.
Утро. В групповой комнате необычное
оживление: в игровом уголке появились новые игрушки. Все ребята внимательно
рассматривают их. Намечается интересная игра. Только Вася, уединившись,
безучастно смотрит на детей.
- Что ты такой грустный? Уж не заболел ли? -
спрашивает его воспитатель.
- Да нет... я так, - шепчет мальчик, отвернувшись к
стенке, чтобы никто не увидел навернувшиеся на глаза слезы. И вдруг, уткнувшись
в платье воспитателя, всхлипнул:
- Мне жаль маму... Папа опять пришел поздно и пил вино
с дядей Толей. А мама все плакала. Папа шумел всю ночь.
Проанализируйте, как отражается поведение отца Васи на
состоянии ребенка. Какую, по вашему мнению, помощь может оказать детский сад
семье в создании здорового быта?
Кейс №2.
Мама трехлетней девочки спрашивает
воспитателя:
— Почему моя дочь не хочет играть одна? Если ее занимают взрослые, она
часами увлечена игрой. Стоит лишь ее оставить одну, игра тотчас прекращается. А
ведь у малышки имеются все условия для разнообразных игр: специальный уголок,
много разнообразных игрушек. Как приучить ребенка играть самостоятельно?
В чем причина нежелания и неумения ребенка играть
самостоятельно? Как научить ребенка играть одному? Хорошо ли, что у ребенка,
как говорит мать, «много разнообразных игрушек»?
Кейс №3
Таня играет, разбрасывая игрушки по
всей комнате. Однажды мать потребовала от Тани собрать все до единой игрушки (а
их более 50) и сложить в ящик. Таня не собирает игрушки, мать настаивает на
своем. Таня расплакалась и пожаловалась бабушке. Бабушка молча начала собирать
игрушки, но мать запретила ей это делать: «Пусть сама собирает!». Вмешался
папа. Он приласкал Таню, сказал ей: «Ладно, Танечка, я покажу тебе, как
собирать игрушки, а ты мне будешь помогать, и в следующий раз уже сама будешь
собирать». Отец оставил в ящике 5 игрушек, а остальное положил в недоступное
для Тани место. Мама упрекнула отца в том, что он «спрятал» от ребенка игрушки,
и в том, что он вмешался: «Таня должна была сама собрать игрушки». На следующий
день Таня, поиграв пятью игрушками, самостоятельно собрала их в ящик. Папа дал
ей еще 5 игрушек. Таня обрадовалась и продолжала охотно играть.
Кто поступил правильно, кто допустил ошибки и какие? Как вы поступаете,
если ребенок отказывается убирать игрушки;
Кейс №4
Миша - упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчая этим свою строгую
маму.
Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот. Все это стоит на
столе, аппетитно выглядит, вкусно пахнет. Но Миша недоволен. «Я хочу только
компот, - заявляет он решительно, - и еще с котлетой я люблю картошку, которая
была вчера». Мама терпеливо объясняет, что есть нужно по порядку: первое,
второе и третье, не капризничать, а есть то, что дают. Мальчик твердо стоит на
своем. «Сначала компот. Я его люблю». Мама начинает нервничать и уже повышенным
тоном указывает: «Ешь без разговора, как положено». Миша не отступает: «Сначала
я буду пить компот. Прямо сейчас. А твою котлету - после». Мама рассердилась и
решительно берется за дело: начинает сама кормить мальчика борщом. Он
выплевывает его прямо на рубашку. Мама разъяренно кричит: «Будешь есть, пока
ничего не останется в тарелке! А компот вообще не получишь!». Миша отталкивает
эту тарелку и при этом проливает часть борща на стол. Эта сцена продолжается
довольно долго. Кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама дрожащими
руками открывает пачку успокоительных таблеток и глотает сразу две, восклицая:
«За что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот...».
Кейс №5
Наверное, с упрямством своей дочки Вари мама борется уже почти полгода. Но
Варя, как и прежде, почему-то ей продолжает многое делать назло и не желает
подчиняться ее требованиям и просьбам.
А мама Вари и сама не привыкла подчиняться, и из-за этого у них конфликты
дома с папой. Причем все это происходит на глазах у дочки. Но мама девочки
считает, что то, что можно ей, конечно, неприемлемо для Вари, и продолжает
каждый день показывать малышке, что Варя в доме ничего не значит. Но даже
несмотря на это, Варя становится упрямее день ото дня и конфликтует с мамой.
Кейс №6
Четырехлетний Дима очень любит телевизор и может целыми часами вместе с
папой смотреть любые кинофильмы, где совершаются насилие и грабеж. Но мама
почему-то недовольна этим и постоянно запрещает папе включать такие передачи. А
Диме непонятно почему. И он, как папа, обижается на маму и даже вчера вечером
шутя навел на нее дуло пистолета, который папа купил ему в магазине. Но вместо
того чтобы понять шутку, мама Дима выхватила пистолет из его рук и выбросила в
мусоропровод. А папа ей доказывал, под громкие рыдания ребенка, что это -
издевательство над сыном, что мальчики не могут вырасти без пистолетов, насилие
у них в крови. И это главное, что отличает настоящего мужчину.
Кейс №7
Когда к родителям Наташи пришли гости, мама попросила ее прочитать новое
стихотворение. Наташа подошла к столу, открыла рот, но почему-то все слова
застряли в горле. Залившись краской от смущения и опустив глаза, Наташа, чуть
не плача, выбежала в коридор, а вслед ей доносился голос мамы: «Вернись,
тупица, перестань меня позорить, ты только что все знала наизусть». Наташа с
ревом забежала в детскую и спряталась от мамы под кровать.
Четырехлетняя
Людочка постоянно чего-то боится, особенно оставаться ночью одной в своей
комнате. А папу это очень раздражает: как можно быть четыре года такой
боязливой? И, чтобы дочка была смелой, он стал читать ей каждый вечер сказки, в
которых люди побеждают злых чудищ и торжествуют над «нечистой силой». Но вместо
смелости дочь лишь приобрела трусливость. Теперь везде ей начали мерещиться
кошмары. Но даже несмотря на это, папа продолжает воспитывать у дочки смелость,
читая, как и раньше, перед сном ей страшные истории и сказки.
Кейс №8
Еще вчера трехлетний Лёнечка мог в руки брать все, что ему хотелось. А вот
сегодня мама почему-то все время говорит ему «нельзя». «Нельзя » брать вазы,
чашки, статуэтки. «Нельзя» играть и с телефонной трубкой. «Нельзя» брать в руки
книжки и тетради. Что ни возьмешь, все это брать нельзя.
Ребенок
ничего не понимает, что означает мамино «нельзя». наверно, его мама разлюбила,
и он специально начинает трогать все то, что мама говорит «нельзя».
Вот он схватил при маме статуэтку, вот подошел при ней к хрустальной вазе
и, слыша раздраженное «нельзя», специально уронил на пол тарелку. Тарелка
треснула, и он спокойно, подняв две половинки, дал их маме. А мама крикнула:
«Ведь я же говорила, ведь ты прекрасно знал, что это брать нельзя. Встань в
угол, ты еще об этом пожалеешь. Какой упрямый. Я тебя заставлю, чтобы ты понял,
что тебе «нельзя».
Кейс №9
Алеша вместе с мамой гулял в парке.
Он ехал на своем велосипеде, изображая паровоз. Игра Алеши очень понравилась
двум незнакомым мальчикам, которым захотелось тоже с ним играть. Алеша этому обрадовался,
слез с велосипеда, но почему-то мама вдруг напомнила ему, что надо срочно идти
обедать и увела сопротивляющегося Алешу буквально за руку домой, внушая ему на
ходу, что он должен дружить лишь с ней, а от детей сплошные неприятности.
Кейс №10
В вашей группе особенный ребенок, как организовать
образовательную деятельность.
Кейс №11
При подготовке к национальному фестивалю у
музыкального руководителя возникла проблема по вовлечению родителей в участие в
фестивале. Как решить сложившуюся проблему? (Провести беседу с родителями, о
том, что они не одни в такой ситуации, и чтобы лучше их понять им необходимо
познакомить другие семьи со своими обычаями и традициями).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.10.2025
Дата обновления: 01.10.2025
Дата публикации: 01.10.2025