Виды деятельности на занятии по правовому воспитанию
29.09.2025
Виды
деятельности на занятии
по
правовому воспитанию
Занятия по правовому воспитанию
обычно проводятся в ДОУ один раз в месяц в старшем дошкольном возрасте (в
среднем звене — гораздо реже, два-три раза в год, поскольку они носят
ознакомительный характер) в рамках образовательной деятельности по познанию
окружающего мира. Однако дошкольники лучше всего осваивают правовое
пространство на конкретных примерах и на собственном опыте. Поэтому
такая работа тесно связана с поисково-экспериментальной и коммуникативной
деятельностью.
Большое воспитательное значение имеет чтение
художественной литературы, затрагивающей правовую тематику, в частности,
обращение к русским и зарубежным сказкам. Ведь, многие из них ярко
демонстрируют, как нарушается то или иное право. Приведём конкретные примеры.
1. «Кот, лиса и петух». Лисица нарушила
право на личную неприкосновенность петушка.
2. «Заюшкина избушка». Грубое вторжение
в личную жизнь, нарушено право на неприкосновенность жилища зайца. Подобную
ситуацию можно найти в сказках «Теремок», «Три поросёнка», «Зимовье зверей».
3. «Гуси-лебеди», «Волк и семеро
козлят», «Красная шапочка», «Колобок». Нарушение права на жизнь и свободу
персонажей.
4. «Маша и медведь». Ограничение
свободы человека, удержание его в неволе.
5. На примере литературной сказки
«Айболит» можно объяснить дошкольникам, что каждый вправе рассчитывать на
медицинскую обслуживание и помощь, а в связи со сказкой «Буратино» рассказать
дошкольника о праве на образование.
В русской
народной сказке Кот, петух и лиса демонстрируется нарушение права на личную
неприкосновенность
Комплексные
и интегрированные занятия по теме права могут включать в себя и продуктивную
деятельность. Например,
после рассказа воспитателя о символике стран старшим дошкольникам предлагается
нарисовать флаг и герб своей страны. После беседы о правах и обязанностях
членов семьи ребята могут нарисовать сюжетную картинку «Как я помогаю родителям
дома».
Тематика занятий по правовому воспитанию
Со средней группы, когда только
начинается приобщение дошкольников к правовой сфере можно рассмотреть следующие
темы.
1. «Мои права и обязанности» (у всех,
даже у маленьких детей, есть свои права и обязанности).
2. «Я и моё имя» («Право на имя», «Имя
каждому дано, много значит оно»).
В старшем же дошкольном звене тематика более обширна.
Более глубоко изучаются указанные темы и добавляются новые.
1. «Моя страна» (каждая страна имеет
свои законы и правила, которые обязаны соблюдать все граждане).
2. «Мы — граждане» («Мы разные, но имеем
одинаковые права»).
3. Знакомство с важнейшими правовыми
документами: «Конституция», «Декларация прав человека» и «Конвенция о правах
ребёнка» (конечно, на предельно доступном уровне).
4. «Право иметь семью» («Право на
любовь и заботу»).
5. «Право на жилище».
6. «Право на имущество».
7. «Право на свободу и равенство»
8. «Право на отдых, игру, развлечение».
9. Итоговое занятие можно обозначить
как «Путешествие в страну Правдивию» (либо Правознайкино и пр.)
Мотивирующее
начало занятия по правовому воспитанию
Поскольку правовые понятия довольно сложны для дошкольников, то задача
педагога — максимально заинтересовать детей познавательной деятельностью. Здесь очень
важна увлекательная мотивация. Например, воспитатель приглашает ребят
отправиться в необыкновенную Страну имён. Каждый ребёнок сможет превратиться в
вагончик — для этого нужно назвать своё имя.
Другой
пример. Педагог сообщает дошкольникам, что хочет познакомить их с замечательной
книгой под названием «Права ребёнка». Но тут появляется злая Баба-Яга (это
может быть игрушка), которая отбирает книгу и уходит (говорит, что ребята ещё
слишком малы, чтобы её изучать). Таким образом, интерес детей к книге
возрастает, и они отправляются по следам Бабы-Яги, чтобы вернуть пропажу,
незаметно осваивая по дороге важные понятия.
Ребята
всегда любят помогать слабым, чувствуя при этом свою значимость. В связи с этим
можно продумать соответствующую мотивацию. В группе появляется маленький
человечек Кирюша. В стране, откуда он приехал, живут большие и маленькие люди.
Большие всегда серьёзные, занятые, часто говорят о своих правах. А вот о правах
маленьких человечков все молчат, как будто их вовсе нет. Дошкольники с
удовольствием познакомят Кирюшу с главным международным документом «Всеобщая
Декларация прав человека»: он узнает, что права людей не зависят от их внешних
признаков, например, роста.
Подойдёт и
такой вариант — к дошкольникам приходит в гости грустный Буратино. Он
переживает, что его не возьмут в школу, а он так хочет учиться. Воспитатель
сообщает персонажу, чтобы его обязательно возьмут в школу, ведь есть особое
право — на образование, чтобы все желающие могли учиться.
Педагог
может подключить фантазию и придумать целую сказочную историю про вымышленную
страну Правдилию. Здесь счастливо жили люди и животные, растения и насекомые.
Каждый имел разные права: на жизнь, свободу, счастье, отдых и пр. В стране был
чудесный сад, который все оберегали, ведь там рос «цветок Счастья»: именно на
его лепестках были записаны все права.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.10.2025
Дата обновления: 01.10.2025
Дата публикации: 29.09.2025