Развитие речи детей
02.10.2025
Развитие речи детей
Авторы –
составители: О.С. Ушакова, Е.М. Струнина
Программа.
Методические рекомендации.
Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется
во всех видах деятельности: на занятиях – по ознакомлению с художественной
литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте и др.
и вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни.
Однако на специальных занятиях обучение родному языку, развитие речи становится
главной задачей.
В настоящем пособии представлены программа развития речи
детей 5-6 лет, методика диагностики речевого развития, конспекты занятий по
развитию речи и ознакомлению дошкольников с художественной литературой, речевые
игры и упражнения, методические рекомендации.
Основой пособия послужили исследования, проведенные в
лаборатории развития речи Института дошкольного образования РАО) под
руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. Результаты исследований позволили
разработать теорию усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-
педагогические основы методики развития речи в детском саду, а также
принципиально новое программное содержание обучения родному языку детей
дошкольного возраста (от трех до семи лет). Система занятий по развитию речи в
разных возрастных группах детского сада была создана научными сотрудниками Ф.А.
Сохиным, О.С. Ушаковой, А.И. Максаковым, Е.М. Струниной, А.Г. Тамбовцевой, Г.А.
Тумаковой, Г.П. Беляковой, Т.М. Юртайкиной; игры и упражнения предложены Н.Г.
Смольниковой, Е.А. Смирновой, Л.А. Колуновой. Е.В. Савушкиной, А.П. Ильковой.
Сотрудниками Института развития дошкольного образования
получены данные, которые подтверждают, что выпускники детских садов,
прошедшие обучение по данной методике, немного успешнее своих сверстников
усваивают программу школьного обучения родному языку как в отношении
лингвистических знаний, так и в области развития речи – устной и письменной.
Начиная с младшего дошкольного возраста дети проявляют
большой интерес к языковой деятельности, «экспериментируют» со словами, создают
новые, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону
языка. Все это является обязательным условием лингвистического развития и
подлинного овладения богатством языка.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети
достигают достаточно высокого уровня, поэтому требуется специальное обучение,
направленное на формирование языковых обобщений и элементарного осознания
явлений языка и речи, воспитания интереса к родному языку и обеспечения
творческого характера речи, тенденции к ее саморазвитию. Обосновывая теорию
усвоения языка в дошкольном детстве, Ф.А. Сохин подчеркивал связь этого
осознания с развитием детской речи, формированием речевых умений и навыков и
развитием языковой способности в целом. Научные положения, выдвинутые и
обоснованные ученым, послужили исходным пунктом для большой группы исследований.
Основной принцип разработанной системы – взаимосвязь
задач, охватывающих разные стороны речевого развития (воспитание звуковой
культуры речи, расширение словаря, формирование грамматического строя речи, ее
связности при построении развернутого высказывания) на каждом возрастном
этапе. Принцип преемственности осуществляется в двух формах – линейной и
концентрической. Каждая речевая задача решается прежде всего линейно, поскольку
о возраста к возрасту, от группы к группе постепенно усложняется материал,
варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь. Вместе с тем на
каждом этапе обучения сохраняются приоритетные линии развития. Особенность
словарной работы состоит в том, что она неразрывно связана с обогащением знаний
и представлений дошкольников о предметах и явлениях быта, о повседневной жизни,
о природе. Пополняя свой словарный запас, ребенок усваивает словесные
обозначения предметов и явлений действительности, их свойств, связей и
отношений; учится понимать и употреблять слова, которые обозначают используемые
в какой-либо деятельности предметы, действия, движения. Все это является
необходимым звеном для словарной работы в развитии речи детей и обучении их
родному языку. Преемственность в обучении дошкольников родному языку позволяет
не только опираться на прошлое, но и ориентироваться на последующее развитие
речевых умений и навыков.
Большинство занятий построено по тематическому принципу,
т.е. упражнения и игры, включаемые в одно занятие, развивают заданную тему:
времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения
между взрослыми и детьми, любовь к природе. Со многими темами дети сначала
знакомятся на занятиях по расширению представлений об окружающем мире, по
ознакомлению с художественной литературой, а затем на занятиях по развитию речи
закрепляют полученные знания и учатся выражать свои впечатления к окружающему в
связных высказываниях. И тогда переход от выполнения задания на подбор
синонимов и антонимов к составлению рассказа или сказки становится естественным.
Речевые игры и упражнения можно проводить со всей
группой, отдельными подгруппами детей и индивидуально с каждым ребенком.
Упражнения с движениями выполняются на физкультминутках, на дневной или
вечерней прогулке.
Предлагаемая книга входит в комплект пособий по развитию
речи дошкольников 3-7 лет, который составляют методические пособия по развитию
речи детей в разных возрастных группах детского сада, а также наглядные
пособия (предметные и сюжетные картинки).
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.
Характеристика речевого развития
дошкольников.
У
детей дошкольного старшего возраста развитие речи достигает довольно высокого
уровня. В основном дети правильно произносят все звуки родного языка, могут
регулировать силу голоса, темп речи, умеют передать вопросительную и
восклицательную интонацию (радость, удивление и т.д.) К старшему дошкольному
возрасту у ребенка накапливается значительной запас слов. Продолжается
обогащение словарного состава, однако особое внимание уделяется его
качественной стороне: увеличению ложного (антонимы) значения, а также
многозначными словами.
В
старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап
развития речи ребенка – усвоение грамматической системы языка. Возрастает
удельный вес простых распространенных сложносочиненных и сложноподчинённых
предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим
ошибкам, умение контролировать свою речь. В диалогической речи дети прибегают к
краткому или развёрнутому ответу в соответствии с вопросом. Ребята не
ограничиваются названием предмета или явления, а в большинстве случаев
дают более развернутый и достаточно полный анализ, вычленяют характерные
признаки и свойства. Дошкольники овладевают умением отбирать нужные сведения и
находить целесообразную форму выражения в связном повествовании.
У детей
старшей группы развито умение последовательности и четко составлять
описательный и сюжетный рассказ на предложенную тему, однако навыки передавать
свое отношение к описываемым предметам и явлениям, оценивать содержание, делать
выводы еще недостаточно сформированы.
Дети
активно осваивают построение разных типов текстов – описания, повествования,
рассуждения. В процессе развития связной речи дошкольники начинают также
активно использовать разные способы связи слов внутри предложения, между
предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.
Вместе с
тем можно отметить и другие особенности речи. Отдельные дети не произносят
правильно все звуки родного языка (например, сонорные р,
л и шипящие), не умеют пользоваться интонационными
средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в
зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических
форм (родительного падежа множественного числа имен существительных, в
согласовании прилагательных с существительными, в согласовании прилагательных с
существительными, в словообразовании). Вызывает затруднение правильное
построение сложных синтаксических конструкций, что приводит ошибкам в
соединении слов в предложении и к неправильной связи предложений между собой
при составлении связного высказывания.
Что
касается развития связной речи, основные недостатки относятся к неумению
построить связной текст с соблюдением всех структурных элементов (начала,
середины, конца) и соединять различными способами цепной и параллельной связи
части высказывания.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
В
дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, для
которой характерно использование языковых средств, свойственной разговорной
речи, но неприемлемых в построении монолога, который строится по законам
литературного языка.
Диалог
–естественная форма языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями
- репликами (вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения) двух или
нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией.
При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять и
усиливать значение слова. В диалогической речи представлены все разновидности
предложений по цели высказывания: повествовательные (сообщение, утверждение),
побудительные (просьба, требование), вопросительные – с минимальной
синтаксической сложностью, а также частицы и междометия, которые усиливаются
жестом, мимикой, интонацией.
Спонтанный
диалог состоит из простых и неполных предложений, в репликах встречаются фонетические
сокращения, неожиданные формы слов, нарушения синтаксических норм. Вместе с тем
именно в процессе диалога дошкольники учатся произвольности высказывания, у них
развивается умение следить за логикой изложения мысли. Таким образом в диалоге
зарождаются и развиваются навыки монологической речи.
Необходимо
учить детей строить диалог с использованием разнообразных языковых средств в
соответствии с ситуацией, выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в
зависимости от контекста. Следует также развивать умение применять нормы и
правила речевого этикета, что важно для воспитания культуры речевого общения.
Главное, что все навыки и умения, которые формировались при обучении
диалогической речи, требуются ребенку и для развития монологической речи.
Овладение
связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития
дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий – речевой среды,
социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей
личности, познавательной активности ребенка и т.п.
Овладение
связной монологической речью вбирает в себя освоение звуковой культуры языка,
словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с
развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической.
Формирование
умений и навыков монологической речи требует обязательного развития таких
качеств, как связность и целостность, которые зависят друг от друга и
характеризуются коммутативной направленностью, логикой изложения, структурой, а
также определенной организацией языковых средств. Связность речи может быть
сформирована на основе представлений о структуре высказывания и ее особенностях
в каждом типе текста, а также о способах внутритекстовой связи.
При
обучении детей построению развернутого высказывания необходимо формировать у
них представление о структуре текста (начало, середина, конец) и способах
(средствах) связи между предложениями и структурными частями высказывания. В
любом законченном высказывании существуют наиболее типичные способы связи
выступают как одно из важных условий формирования связности речевого
высказывания. В любом законченном высказывании существуют наиболее типичные
способы соединения фраз. Самый распространенный из них – цепная связь, основными
средствами которой являются местоимения (Прибежал
зайчик. Он любит морковку.), лексический
повтор (Зайчик прыгает. Зайчику холодно.), синонимическая
замена (зайчик скачет. Пушок веселится).Цепная
связь делает речь более гибкой и разнообразной, позволяет избежать повторений
одних и тех же слов и конструкций. Предложения могут соединяться и с помощью
параллельной связи, когда они не сцепляются, а сопоставляются или даже
противопоставляются (Дул сильный ветер.Заяц спрятался
в норе).
При
построении связных текстов дошкольников нужно учить раскрывать тему и основную
мысль высказывания, озаглавить текст, правильно использовать интонацию
отдельного предложения, что важно для оформления структурного единства и
смысловой законченности текста в целом.
Связность
речи включает развитие умения строить высказывания разных типов: описание,
повествование, рассуждение.
Описание
– это словесное изображение какого-либо
объекта или явления действительности путем перечисления его признаков.
Для описания характерны яркие образные сравнения и обилие художественных
определений (эпитетов), выраженных прилагательными (черные
глаза, беспробудный сон, молодецкая удаль), причастиями (ликующая
толпа) и причастными оборотами (лицо,
испещренное мелкими морщинами). Глаголы
употребляются в форме несовершенного вида, часто в прошедшем времени. Описание
отличаются статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать,
переставлять местами его компоненты. В текстах-описаниях часто используется
лучевая связь, при которой объект называется, а затем каждое качество или
признак объекта, как лучик, присоединяется к его характеристике.
Обучение
построению текстов-описаний через описание игрушек, предметных или сюжетных
картинок, собственных рисунков или их замысла, явлений природы, людей и
животных помогает сформировать у детей элементарные представления о структуре и
функциях этих текстов.
Повествование
–это рассказ о событиях, развертывающихся во времени и в
логической последовательности. Основная роль грамматической организации этого
типа текста принадлежит глаголам совершенного вида часто прошедшего времени,
которые обозначают сменяющие друг друга события. Поэтому структура
повествования –начало, середина, конец (завязка, кульминация, развязка) –
должна быть выдержана четко, так как перестановка элементов может нарушить
последовательность изложения событий.
Для
закрепления представлений о структуре рассказа можно использовать модель: круг,
распределенный на три части – зеленую (начало), красную (середина) и синюю
(конец), - по которой дети самостоятельно составляют текст. В процессе работы
над текстом в целом особое внимание необходимо уделять контролю через
прослушивание речи, записанной на магнитофон.
Рассказывание
по серии сюжетных картинок формирует у дошкольников умение развивать сюжетную
линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять
отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В
рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) дети учатсясоставлять
рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительно излагать текст; выбирая
соответствующих персонажей, давать их описание и характеристику. Продолжается
обучение рассказыванию из личного опыта. Это могут быть высказывания разных
типов – описательные, повествовательные, смешные.
Рассуждение
– это текст, включающий причинно – следственные
конструкции, вопросы,оценку. Оно включает тезис (начальное предложение),
доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.
Структура рассуждения, как и описания, не является жесткой: доказательства
выдвинутого тезиса могут даваться в разной последовательности. В рассуждении
может доказываться не одно, а несколько выводов или один обобщенный вывод.
Обучение данному типу текста позволяет развить у дошкольников умения логически
мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать
высказывание.
Приведенные
типы высказываний могут встречаться в связанных текстах дошкольников в
смешанном виде, когда элементы описания или рассуждения включаются в
повествование и наоборот. Обучение составлению текстов разных типов
осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) собственного
и чужого высказывания, составление плана и рассказ по нему, использование схемы
(модели) текста и различные упражнения.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Слово
рассматривается в лингвистике как минимальная лексическая единица, в которой
выделяется звуковая оболочка и значение. В речи слова взаимодействует, и
главным условием понимания речи является понимание ее смысла и значения.
Овладение
словарным составом родного языка – необходимое условие освоение его
грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания
звуковой культуры речи.
Понимание
дошкольником значения слова имеет определенные особенности. Здесь выделяются
две ступени: первая обусловлена практическим опытом ребенка (этап ознакомления
с окружающим предметным миром), а вторая связана с тем, насколько активно он
включен в процесс общения.
Словесные
обозначения (наименования) предметов и явлений дети усваивают при знакомстве с
окружающей их действительностью (на занятиях по ознакомлению с окружающим
миром), т.е. увеличивается объем словаря. Однако, как показывает практика,
нужно разграничивать познавательное (обогащение знаний и представлений детей об
окружающем мире – знакомство с новыми словами, и, как следствие, количественный
рост словарного запаса) и языковое развитие. Последние подразумевает анализ
особенностей смысловой стороны слова (знакомство с синонимами и антонимами; с
многозначными словами и активизация их вы речи, т.е. качественное расширение
словаря дошкольника).
Понимание
всего разнообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих
лет. Следует знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова,
чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Умение употреблять
слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией
позволяет свободно выбирать языковые средства при построении связного
высказывания. Слово усваивается ребенком быстрее, если в процессе работы устанавливаются
ассоциативные связи.
В
словарной работе необходимо добиваться таких качеств речи, как точность,
правильность, связность, выразительность.
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
В
процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления
грамматических форм. Формирование грамматического строя речи у дошкольников
включает работу над морфологией, изучающей слова как части речи (общее
значение слов и их изменение по родам, числам, падежам, лицам), словообразованием
(созданием новых слов), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов,
построение простых и сложных предложений).
Морфологический
строй речи дошкольников включает почти все части
речи и усложняется с возрастом детей. Самое большое место занимают
существительные и глаголы, однако в процессе речевого развития растет
употребление других частей речи: прилагательных, местоимений, наречий,
местоимений.
Имена
существительные обозначают предметы, вещи, людей,
животные, отвлеченные понятия. Они принадлежат к одному из трех родов
(мужскому, женскому или среднему), изменяются по числам и падежам. Нужно учить
детей правильно ставить слова в падежные формы (склонять), среди которых
самой трудной является родительный падеж множественного числа (сливы
– слив, апельсины –апельсинов, карандаши – карандашей).
В
предложении существительные чаще всего играет роль подлежащего и дополнения. С
ними согласуется определение в роде, числе и падеже, выраженное прилагательным;
с подлежащим согласуется сказуемое, выраженное глаголом. Детям следует показать
разнообразные способы согласования.
Глагол обозначает
действие или состояние предмета. Глаголы могут быть совершенного и
несовершенного вида; они изменяются по лицам, числам, времени, родам и
наклонениям.
Дети
должны научиться правильно спрягать глаголы, особенно «трудные» (я
хочу, ты хочешь, он хочет, мы хотим, вы хотите, они хотят); правильно
употреблять категорию рода у глаголов прошедшего времени, соотнося действие и
предмет женского (девочка сказала), мужского (мальчик
читал) или среднего (солнце
сияло) рода.
Изъявительное
наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего или будущего
времени (играет, играл, будет играть). Дошкольников
требуется подвести к образованию повелительного наклонения глагола – действия,
к которому кто-либо побуждает кого-либо (иди,
беги; идем, бежим; пусть бежит, идемте) – и
к образованию сослагательного наклонения – возможного или предполагаемого
действия (играл бы , читал бы).
Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для
построения разного типа предложений.
Имя
прилагательное обозначает признака предмета и изменяется
по родам, числам и падежам.
Детей
нужно знакомить с согласованием прилагательного с существительным в роде,
числе, падеже; с полными и краткими прилагательными (веселый;
весел, весела, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр
– добрее, тихий – тише).
В процессе
обучения дети учатся правильно употреблять и другие части речи: местоимения,
наречия, числительные, союзы, предлоги.
Педагог
знакомить дошкольников с наиболее продуктивными способами словообразования
- с помощью приставок, суффиксов: учить
– учитель (с помощью
суффикса); писать
– переписывать (с помощью приставки); застольный,
разбежаться (с помощью приставки и суффикса). Дети
могут подобрать от исходного слова несколько однокоренных слов (снег – снежинка
– снежный – снеговик - подснежник).
Овладение
разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять
названия детенышей животных (зайчонок, лисенок),
предметов посуды (сахарница, конфетница), направление
действий (ехал – поехал – выехал) и т.п.
В обучение
целесообразно включать такие упражнения, которые показали бы изменение значение
слова в зависимости от слообразовательных оттенков. Например, имена
существительные получают оттенок увеличительности, уменьшительности,
ласкательности, пренебрежительности благодаря суффиксам субъективной оценки: дом
– домик – домище; береза – березка – березонька; книга – книжечка – книжонка. Дети
должны уметь объяснить смысл и различие таких слов. В различии смысловых
оттенков глагола основное внимание обращается на включение в предложение
приставочных глаголов противоположного значения: бежал
– перебежал – выбежал; играл - выиграл – проиграл. Выделение
смысловых оттенков прилагательных, образованных с помощью суффиксов, показывает
детям, как изменяется (дополняется) значение производящего слова: умный
– умненький – умнейший; худой – худенький – худущий (худющий); полный –
полненький – полноватый; плохой – плохонький.
Синтаксис
– это соединение слов в словосочетания и
предложения разных типов: простые и сложные. В зависимости от цели высказывания
предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.
Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может
сделать любое предложение восклицательным. Следует формировать у детей умение
обдумывать словосочетания, а затем правильно связывать слова в предложения.
Особое
внимание надо уделять упражнениям, развивающим умения выстраивать слова в
предложении в правильном порядке, устранять повторения однотипных конструкций
(преодоление синтаксического монотонна), грамотно согласовывать слова в
предложении. У дошкольников необходимо формировать элементарное представление о
структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях
разных типов. Для этого дети должны усвоить разные способы сочетания слов в
предложении, понимать некоторые смысловые и грамматические связи между словами
и уметь интонационно оформить предложение.
ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
Важнейшей
задачей в развитии фонетической стороны речи детей старшего дошкольного
возраста является совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой,
правильной и выразительной речи.
Фонетика изучает
звуки речи, из которых состоят слова. Единицы языка – звук, слог, такт, фраза –
связаны между собой и составляют систему. Звук характеризуется высотой и
тембром; слог включает два и более звуков; такт – группа слогов, объединенная
одним ударением; фраза (или синтагма) состоит из нескольких тактов и
оформляется интонацией. Все перечисленные языковые единицы называются
линейными: они следуют одна за другой и обладают самостоятельной протяженностью.
Одновременно
с линейными в речи важную роль играют и просодические единицы. К ним относятся
все элементы интонации: мелодика, сила произношения, темп речи, различные виды
ударения (фразовое, логическое, эмоциональное).
Русский
язык обладает сложной, взаимосвязанной звуковой системой. Звуки характеризуются
с точки зрения места их образования,
звучания и восприятия.
Для
усвоения отдельных звуков речи ребенку требуется разное время. Правильное
условия воспитания и обучения дошкольников способствуют овладению ими
грамматической и звуковой сторонами слова, при этом дети опираются на речевой
слух: способность слышать, распознавать фонологические средства языка.
Практическое
владение языком предполагает умение различать на слух и правильно
воспроизводить все звуковые единицы родного языка, поэтому работать над
произношением звуков нужно систематически. Наблюдение за артикуляцией
дошкольников создает основу не только для формирования речевого слуха, но и для
развития культуры устной речи в ее произносительном аспекте. Анализ
собственной речи приводит к тому, что дети, понимая значение слова,
начинают связывать его со звуками, из которых оно состоит, вслушиваться в его
звучание, отрабатывать его произношение, следить за чередованием гласных и
согласных.
Дети
начинают задумываться над ролью ударения в русском языке и назначением
интонации. Педагог должен показать, какую роль играет интонация отдельного
слова, словосочетания, предложения и всего текста в целом. Необходимо научить
детей так строить интонационный рисунок высказывания, чтобы передавать не
только его смысл, но и эмоциональные особенности. Одновременно формируются
умение правильно пользоваться темпом, громкостью произношения в зависимости от ситуации,
отчетливо произносить звуки, слова, фразы (дикция). Воспитывая внимание к
интонационной стороне речи, взрослый развивает речевой слух ребенка, чувство
тембра и ритма, ощущение силы звука, что влияет на формирование музыкального
слуха.
При
работе над звуковой культурой речи дошкольники учатся учитывать соответствие
высказывания целям и условиям коммуникации в зависимости от предмета, темы
высказываний и слушателей. Громкость речи должна быть уместной, скорость —
соответствовать окружающей обстановке обстановке и цели высказывания. Важный
показатель хорошей, правильной речи — плавность изложения.
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ
Образная речь является составной частью
культуры речи в широком смысле слова. Под культурой речи понимается соблюдение
норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления
в соответствии с целью высказывания содержательно, грамматически правильно,
точно и выразительно. Речь становится образной, непосредственной и живой, если
у ребенка воспитывается интерес к выразительным средствам родного языка,
развивается умение их использовать.
Высокий
уровень речевой культуры характеризуется такими признаками, как богатство,
точность и выразительность. Богатство речи
предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи
слов и словосочетаний, разнообразных языковых средств. Точность речи
подразумевает выбор таких слов, которые лучшим образом передают содержание
высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической
последовательности. И, наконец, выразительность, речи
включает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения.
Важнейшие
источники развития выразительности детской речи – произведения художественной
литературы и устного народного творчества и фразеологизмы.
На
важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи
указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А.,
Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев,
Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.).
Художественная
литература и устное народное творчество сопровождают человека с первых лет
жизни. Литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир
человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение
ребенка, обогащает его эмоции, дает образцы литературного языка.
Воспитательное,
познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя
знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать
художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Художественная
система русского фольклора своеобразна, она имеет разнообразные жанровые формы
(былины, сказки, легенды, песни, предания) и малые формы (частушки, потешки,
загадки, пословицы, поговорки), язык которых прост, точен и выразителен.
Знакомство дошкольников с малыми формами фольклора и их анализ показывают, как
велика роль выразительных средств (сравнений, метафор, эпитетов, синонимов,
антонимов) в любом художественном тексте.
Среди
выразительных средств языка определенное место занимают фразеологизмы,
использование которых придает речи особую яркость, легкость, меткость и
образность (как в воду опущенный, надуть губы,
сломя голову, в поте лица и т.п.).
Лексическая
сторона речи – составная часть образности, так как работа над смыслом слова
помогает ребенку употребить точное и выразительное слово или словосочетание в
соответствии с контекстом.
Грамматический
аспект развития образности речи также очень важен. Прибегая к разнообразным
стилистическим средствам (инверсии – обратному порядку слов, уместному
применению предлогов, построению разных типов предложений), ребенок оформляет
свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно.
Фонетическая
сторона развития образности речи включает звуковую организацию текста
(интонационную выразительность, правильно выбранный темп, дикцию), что во
многом определяет эмоциональное воздействие на слушателей.
В целом
работа над всеми сторонами образности речи ребенка влияет на развитие
самостоятельного словесного творчества в разных жанрах – сказках, рассказах,
стихах, потешках, загадках.
Проблема
восприятия литературных произведений разных жанрах детьми дошкольного возраста
сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного
участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия.
Исследователи выделяют характерные особенности понимания детьми содержания и
художественной формы литературных произведений: конкретность мышления,
небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности.
Подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате
целенаправленного воспитания возможно формирование эстетического восприятия, и
на этой основе — развитие детского художественного творчества.
Словесное
творчество подразумевает создание детьми устных сочинений — рассказов, сказок,
стихов и т.п. под впечатлением от рассматривания произведений искусства и
наблюдений за окружающей жизнью. Взаимосвязь между восприятием художественной
литературы и словесным творчеством осуществляется на основе поэтического
слуха. Это понятие охватывает способность
чувствовать выразительные средства художественной речи, различать жанры,
понимать их особенности, осознать связь компонентов художественной формы с
содержанием литературного произведения.
В
развитии образной речи особую роль играют произведения
изобразительного искусства, так
как от уровня сформированности у дошкольника эстетического восприятия
произведений живописи зависит выбор средств художественной выразительности в
построении трех типов высказывания — описания, повествования, рассуждения.
Воспринимая художественный образ живописного произведения, ребенок воплощает
его в словесном образе, который он передает в своем сочинении (пейзаже,
натюрморте или жанровой картине). Обращаем внимание на то, что речь идет не о
прямом описании или рассказе по содержанию картины (что часто наблюдается в
практике работы дошкольных учреждений), а об осмыслении его, умении передавать
свои впечатления в словесном творчестве. При рассматривании пейзажа и натюрморта
дети составляют текст описательного типа, а при рассматривании жанровой картины
придумывают сюжетный рассказ или сказку.
Можно
также говорить о воздействии на развитие образной речи детей и других видов
искусства (музыки, театра). Взаимосвязь разных видов искусства и каждый вид
искусства в отдельности углубляют эмоциональные впечатления детей, развивают их
чувства и воображение, порождают необычные и неожиданные ассоциации, помогают
понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или
иного образа.
Воспитание
культуры речевого общения — одна
из важнейших воспитательных задач, связанных с усвоением родного языка, которая
предполагает не только овладение языковыми нормами (фонетическими,
лексическими, грамматическими), но и совершенствование выразительных средств
языка в живом речевом общении.
В
воспитании культуры речевого общения дошкольников важную роль играют развитие
всех сторон речи, знание правил и норм речевого этикета, использование их в
зависимости от ситуации. Речевое общение подразумевает умение правильно,
выразительно и точно говорить, с одной стороны, и умение слушать собеседника и
извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий, - с другой.
Поэтому совершенствование коммуникативной компетентности невозможно без
усвоения основ культуры речи, отсутствие которых может вызвать неверное
представление о сути высказывания. В речевом поведении следует учитывать и
экспрессивность последнего, т. е. субъективную эмоциональную оценку,
определяющую выбор лексических, грамматических, композиционных средств.
В современных
условиях одной из опасностей для литературной речи, по выражению К.И.
Чуковского, является влияние «канцелярита». Привычка говорить штампами,
слитными блоками казенных слов ведет к утрате живого языка, и это отражается на
его грамматической стороне и выразительности речи.
Таким
образом, речевое поведение — это сложная совокупность умений и навыков,
нуждающихся в систематическом формировании, закреплении определенных норм и
правил, которые должны стать привычными. Для ознакомления с правилами речевого
поведения можно использовать беседы о воспитании культуры речевого общения как
с детьми, так и с их родителями; проводить игры (дидактические, музыкальные,
подвижные), в которых ребенок подводится к осознанию необходимости правильного
поведения («Урок вежливости», «Как поступают вежливые дети»). При знакомстве с
произведениями художественной литературы нужно развивать у дошкольников умение
оценивать поступки персонажей и соотносить их со своими действиями. Кроме того,
целесообразно создавать специальные ситуации, в которых дети самостоятельно
выбирали бы речевую форму общения («Говорим по телефону», «Идем в гости»),
широко применяли различные наглядные материалы (картинки, альбомы, фотографии,
слайды, диафильмы, мультфильмы). Полезно к такой работе привлекать родителей,
чтобы они вместе с ребенком могли составить рассказ, записать его, сделать к
нему рисунки. Большое значение в ознакомлении с правилами речевого поведения
имеет индивидуальная работа с отдельным ребенком, в которой педагог должен учитывать
особенности развития психики ребенка, его статус и уровень речевого развития.
Совместная
деятельность дошкольного учреждения и семьи — главный фактор решения общей
задачи — воспитания культуры речевого общения дошкольников. Высокий уровень речевого
развития, владение эмоциональным словарем, специальные упражнения, развитие
умения составить связное высказывание на тему о правилах поведения являются
обязательным условием освоения детьми культуры речи.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
В старшей
группе занятия по развитию речи проводятся один раз в неделю. На одном занятии,
как правило, решается несколько речевых задач: словарная работа и формирование
грамматического строя речи; словарная работа, воспитание звуковой культуры речи
и ознакомление со словом и т. д. При этом основная часть занятия, на
которую выделяется большая часть времени (15минут), принадлежит обучению
связной речи. Один раз в месяц, на четвертом занятии, основное время отводятся
углубленному формированию грамматического строя речи, словарной работе или
воспитанию звуковой культуре речи. Если воспитатель не успевает решить
необходимые воспитательные задачи во время занятия, задания по ознакомлению со
звуковым составом слова можно давать вне его.
Развитие
связной речи. Успешному обучению связной речи
способствует комплексный подход, сочетающий работу над лексикой и грамматикой с
воспитанием звуковой культуры речи при обучении рассказыванию.
Лексические
и грамматические задания дошкольники выполняют в процессе анализа литературного
произведения (занятия по пересказыванию), рассказыванию по картинке, описания
игрушки или самостоятельного рассказыванию.
Например,
ответы на вопросы по прослушанной сказке «Лиса и рак» выявляют понимание
содержания сказки и позволяют детям «сказать по-другому» некоторые фразы.
Лексическое задание на подбор синонимической замены предложения показывает,
правильно ли дети поняли смысл сказки или рассказа, помогает обобщить
содержание произведения, дать более яркую характеристику персонажей.
Специальные
вопросы расширяют и активизируют словарный запас, позволяют ребенку глубже
вникнуть в содержание произведения и облегчают пересказ текста. Например, до
пересказа рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» дети отвечают на вопрос «Какие
собаки?». (Умные, смелые, ловкие, сильные,
добрые, ласковые).
При
обучении пересказу целесообразно вызвать по три человека, причем дошкольники
сами выбирают себе напарников для совместного рассказывания, распределяют, кто
будет начинать. Коллективное рассказывание стимулирует активность ребенка,
повышает его ответственность за качество пересказа. Внимание слушающих
постоянно концентрируется на рассказчике, а для оценки создается более
благоприятная обстановка. Такие методические приемы особенно важны в начале
учебного года. Дети пересказывают небольшие отрывки, и на одном занятии можно
опросить 9-12 детей, остальные оценивают их рассказы.
На
последующих занятиях по пересказу литературного произведения закрепляется
умение передавать текст без вопросов воспитателя (пересказ сказки «Петух и
собака», рассказа Е. Чарушина «Лисята»).
На
некоторых занятиях дети составляют самостоятельный рассказ из личного опыта.
Например, после пересказа рассказа Н. Калининой «Разве так играют» им
предлагается составить рассказ об играх в кукольном уголке.
При
пересказе рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» в ситуации письменной речи (ребенок
диктует текст, воспитатель записывает) ведется работа над синтаксической
стороной речи: дошкольники стараются правильно построить предложения, заранее
продумывают высказывания, вносят исправления, усложняют их. В то же время такое
задание способствует развитию связной речи, так как, хорошо зная содержание
рассказа, дети обращают особое внимание на словесное оформление высказывания.
Диктовку можно проводить во время изготовления детских книжек, альбома детского
творчества, при переписке.
Игровую
форму обучению придает сюжет, рассказы детей в ходе сюжетно-ролевых игр на
темы: фотовыставка, магазин, киоск открыток, музей посуды, экскурсия по Москве,
работа почтальона и др. В игре используются такие приемы, как проблемные
вопросы (Почему? Когда? А что, если?..), распространенные
высказывания, обобщение высказываний в рассказ, подсказка воспитателем
начала фразы (совместно-распространенное предложение), образец (педагог
рассказывает по одной игрушке или картинке, а ребенок — аналогично по другой).
Коммуникативную мотивацию создает предложение педагога рассказать игрушке:
Петрушке, утенку Кряку, кукле.
Синтаксическая
сторона речи совершенствуется также в играх- инсценировках и драматизациях по
мотивам сказок и литературных произведениях. Старшие дошкольники охотно играют
в сказки «Лиса, заяц и петух, «Кот, петух и лиса», «Муха-цокотуха»,
«Гуси-лебеди». Нравятся им и совсем детские сказки: «Волк и семеро козлят»,
«Репка», «Колобок». Дети заимствуют из сказок образные выражения, меткие слова,
обороты речи. К этому циклу речевых средств примыкают загадывание и
отгадывание, толкование пословиц и поговорок, народные игры «Гуси-лебеди»,
«Репка», «Краски», «Где мы были — мы не скажем» и другие.
В старшем
возрасте на занятиях по развитию речи в игровой форме вводятся упражнения
на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого,
постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по
структурной схеме.
Например,
в игре «Размытое письмо» дети распространяют предложения. Медвежонок получил
письмо от брата. Но дождем размыло некоторые слова. Надо ему помочь прочитать
письмо.
«Здравствуй,
Мишутка. Я пишу тебе из зоопарка. Как-то раз я не послушался маму и забрался
так далеко, что... Я долго блуждал по лесу и... Выйдя на поляну, я попал... Я
попал в яму, потому что... Там было так глубоко, что... Если бы у меня была
лестница, то... Я так долго ревел в яме, что... пришли охотники и... Теперь я
живу в... У нас есть площадка для... На площадке для молодняка много... Мы
играем с... За ними ухаживают... Они нас любят, потому что... Скоро к нам
придет дрессировщик из... Надеюсь попасть в... Как здорово уметь... Жди
следующего письма из... До свидания. Топтыгин».
Согласование
подлежащего и сказуемого отрабатывается в следующем упражнении. Педагог говорит
«Можно сказать Малыш веселый. А о
ком или о чем еще можно сказать веселый?
(День, праздник, мальчик, папа, Буратино). О ком
или о чем можно сказать веселая? (Песня, история, девочка,
мама)»
Постановка
логических ударений тренируется в упражнении на произнесение скороговорки Заржавел
железный замок с разной интонацией (в форме вопроса и
ответа), чтобы было понятно: замок заржавел; заржавел замок.
Обучение
рассказыванию в процессе рассматривания картинки также связано со словарной
работой. Воспитатель задает вопросы по содержанию картинки, по характеристике
персонажей. Дети учатся подбирать определения и употреблять слова, а это влияет
на последующее развитие связности их высказывания. Например, при рассматривании
знакомой картинки «Кошка с котятами» подразумеваются такие ответы детей на
вопросы педагога: «Какая кошка? - Пушистая,
мягкая, большая. А котята? - Смешные,
озорные. Чем котята похожи? - все
пушистые, все маленькие, всех хочется погладить. Как
мы их различаем? (Этот вопрос рассчитан на более пристальное внимание к
картинке). - один котенок рыжий, другой — с черными
пятнышками, третий — серый».
Дополнительный
вопрос «»Как вы думаете, можно ли из этой картинки узнать, что любит делать
каждый из котят?» побуждает ребят к рассуждению: рыжий
котенок озорной, шаловливый, он любит играть; серый любит молоко; черный любит
спать, он соня.
Затем
дети дают котятам имена. Первого можно назвать Рыжик, Шалунишка, Озорник, Игрун.
Дети выбирают кличку Рыжик. Второго по аналогии Черныш, а третьего — Пушок или
Мур-Мур (он лакает молоко, а потом, довольный, будет говорить: «Мур-мур»).
Подобные
рассуждения необходимы на этапе подготовки детей к составлению рассказа по
картинке. Вопросы воспитателя заставляют дошкольников не только внимательно
вглядываться в картинку, но и задумываться о чертах характера изображенных
персонажей. Словарные упражнения и точно поставленные вопросы как раз и
направлены на то, чтобы научить детей распространенным ответам и умению
использовать их в самостоятельном высказывании. Это умение приходит не сразу,
поэтому в старшей группе иногда образец рассказа дает воспитатель.
При
составлении рассказов по картинке очень важно добиваться от детей
самостоятельности в построении сюжета, в словесном оформлении. Следует
отучать их от подражания образцу воспитателя. На первых порах оно допускается,
так как дети, повторяя, овладевают композицией и способами словесной
организации высказывания.
Воспитанники
старшей группы должны быть способны не только рассказывать о содержании
картинки, но и придумывать события, предшествующие изображенным и последующие
за ними.
При
обучении детей построению повествования большая роль отводится разным видам
зачинов: употреблению слов однажды, как-то раз, указанию
места и (или) времени событий. (Дело
было летом. Это произошло в деревне). Педагог
обращает внимание детей на вид и время глаголов, с помощью которых можно
выстраивать последовательность действий и событий (шли
— услышали — испугались — залезли — увидели — засмеялись — слезли — пошли
домой).
Дошкольники
могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные
истории, рассказы по картинке или по серии сюжетных картинок. Такая работа
развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и
переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.
На
занятиях по описанию игрушек дети сначала рассматривают игрушку (какая она, как
называется, что с ней можно делать, как играть), а затем составляют рассказ.
Воспитатель может дать образец рассказа и постепенно подвести ребят к
самостоятельному расказыванию.
В старшей
группе используются и другие виды рассказа: о хорошо знакомых событиях и
впечатлениях из своей жизни. Дети учатся также рассказывать по плану или по
теме. В этих видах рассказывания нужно формировать самостоятельность в
изложении, целенаправленность и вариативность; учить детей завершать рассказ,
не повторяя концовки, придуманной товарищем.
Особенно
широко при работе с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется
применять прием рассказывания по серии сюжетных картинок. С его помощью
воспитателю легче объяснить то или иное понятие, уточнить качества, признаки
предмета, раскрыть суть явлений природы и окружающей жизни.
По серии
сюжетных картинок дети могут составлять индивидуальные и коллективные рассказы.
Предварительные лексические и грамматические упражнения позволяют развить
навыки связного высказывания, умение грамматически правильно строить
предложения и соединять их в логический рассказ.
Целесообразно
предложить придумать рассказ по серии сюжетных картинок группами (командами),
число которых зависит от количества картинок. Дети должны осознать, что от
каждой части зависит связность всего рассказа. В конце они коллективно
придумывают названия и выбирают лучшее.
Четко
прослеживается нравственное воздействие предлагаемой методики. Умение детей
рассказывать совместно, группами (командами) учит их договариваться между
собой, распределять части высказывания, помогать в случае необходимости
товарищу, уступать и т.д.
В ходе
самостоятельного подбора команд выявляется особенность: дошкольники учитывают
способности своих товарищей, их речевые умения. Так, дети со среднем уровнем
речевого развития чаще подбирают в группу рассказывающих тех, кто хорошо
выполняет задание, оставляя себе более легкое задание (закончить рассказ, где
картинка открыта); ребенок с высокой речевой подготовкой подбирает группу из
своих друзей независимо от их речевого развития, выполняя самое трудное
задание. У детей постепенно вырабатывается умение объективно оценивать свои
способности и возможности своих товарищей.
Словарная
работа. В развитии словаря старшего дошкольника
большое место занимает ознакомление с окружающем миром: различные наблюдения,
экскурсии, в ходе которых полученные знания и представления находят выражение в
точном названии (обозначении) тех или иных предметов и явлений, их качеств,
взаимосвязей и т. п. Однако специальная работа над лексикой должна и на
занятиях по развитию речи.
В
развитии словаря ребенка очень важен принцип объединения слов в тематические
группы. Единицы языка связаны между собой и зависят друг от друга. Совокупность
слов, составляющих тематический ряд, называется семантическим полем. Так,
многозначное слово игла в
значении лист хвойного дерева входит
в семантическое поле дерево — ствол — ветви — хвоя — зеленая
— пушистая — растет — опадает; игла для шитья является частью другого
семантического поля: шить — зашивать — вышивать — платье — рубашка — одежда —
узор — острая — тупая — тонкая и
т. п.
Работа
над синонимами (словами, близкими по значению)
переплетаются с усвоением тематических групп слов (глаголы движения: идти,
шагать, брести, плестись и т. п.; глаголы, обозначающие речь и
ситуацию общения: сказать, спросить, ответить, прошептать,
закричать, объяснить).
Работа
над антонимами (словами с противоположным значением)
следует сочетать с составлением словосочетаний и предложений. Дети находят
антонимы в загадках, пословицах и поговорках. Подбор антонимов к многозначным
словам расширяет представление о слове, помогает уточнить его значение (близкое
— далекое село, близкие — чужие люди).
При
подборе словосочетаний со словами близкого и противоположного значений дети
глубже осознают многозначность слов (старый
— ветхий дом, старое — рваное платье, старый — давний друг, старый —
недействительный билет или свежий
— черствый хлеб, свежая — вчерашняя газета, свежая — грязная рубашка).
Такие
упражнения помогают дошкольникам понимать слова не
только с прямым но и с переносным значением: злая
зима, колючий ветер, золотые руки, лес дремлет, дом растет, песня льется, ручьи
бегут. Чтобы научить детей понимать слова с
переносным значением, предлагаются упражнения с прилагательными и глаголами,
которые в зависимости от противопоставлений и словосочетаний меняют свое
значение: «Подушка мягкая, а скамейка... жесткая. Пластилин
мягкий, а камень... твердый. Кроме
того, надо формировать умение выбирать адекватное слово из синонимического
ряда: жаркий (горячий) день, жаркий
(взволнованный) спор.
Многозначность
лучше демонстрировать дошкольникам не хорошо знакомых словах разных частей
речи: именах существительных с конкретным предметным значением (ручка,
игла, молния, спинка, ножка, лист, звонок), прилагательных (острый,
старый, тяжелый, легкий, глубокий, мелкий, полный), глаголах (идти,
бежать, прыгать, лить, плыть, бить) и
т. п. Составляя предложения с многозначными словами, дети показывают, на
какой смысл того или иного слова они ориентируются. Работа может идти в такой
последовательности: название слова, подбор к нему признаков и действий,
составление словосочетаний, а затем предложений и, наконец, использование
многозначных слов в связном тексте.
Подбор
синонимов и антонимов во время занятий осуществляется в форме упражнений (5-7
мин). На первых занятиях при подборе антонимов воспитатель задает детям
наводящие вопросы: «Лиса большая и сильная, а лисенок? - Маленький
и слабый». На последующих занятиях, например при
сравнении посуды, внимание ребят акцентируется на правильном понимании и
употреблении антонимических пар (глубокая — мелкая, высокая — низкая).
При
подборе синонимов задаются вопросы после пересказа, рассказывания по картинке.
Например, выслушав пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки», воспитатель
обращается к детям с вопросами: «Какое настроение было у мамы, когда она
увидела, что ее дочка жива? - Радостное, довольное, веселое. А до
этого мама плакала... Как сказать по-другому, какое у нее было настроение? - Она
была огорчена, расстроена, печальна». Для
активизации глаголов предлагаются антологичные вопросы: «С деревьев падают
листья. А как сказать по-другому? - Летят,
кружатся. Завидев охотника, лиса убегает. Как можно
сказать, что она делает? - Удирает, уносит ноги, летит стрелой,
мчится».
Чтобы
активизировать в речи прилагательные и глаголы, сформировать умение выбирать
наиболее точные слова, полезно создавать специальные речевые ситуации.
Например: «Если часто идет дождь, небо затянуто тучами, дует холодный ветер, то
какими словами можно сказать про осень, какая она? - Пасмурная,
дождливая, холодная. А если осенью голубое небо, светит солнце,
еще тепло, на деревьях красные, желтые листья, то как можно сказать про осень,
какая она? - Солнечная, ясная, ранняя, золотая». В
других ситуациях задаются вопросы на подбор глаголов.
В этом
возрасте углубляются и уточняются знания об уже знакомых предметах, их деталях
и назначении; в лексику детей вводятся слова, обозначающие материал, из
которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло). Эффективным
приемом является сравнение предметов одной и той же категории: умение
сопоставлять различные и сходные признаки важно и для формирования умения
обобщать.
Формирование
грамматического строя речи. Игры
и упражнения с грамматическим содержанием организуются дважды в месяц как часть
занятия и ежедневно во второй половине дня.
Большой
удельный вес на занятиях занимают речевые задания, помогающие творчески
использовать приобретенный опыт. Например, в игре «Узнай, кто это» воспитатель,
а затем и сами ребята изображают движения, характерные для той или иной
профессии, рода занятий людей: игру на музыкальных инструментах, бег, прыжки,
катание на лыжах и т. д. При отгадывании складывается ситуация, требующая
от детей самостоятельно образовать слова, поскольку не все названия известны.
Руководя игрой, воспитатель поощряет поиск, хвалит, если слово образовано
правильно, или подсказывает, если дети испытывают затруднения («Катается на
горных лыжах... - горнолыжник). Поощрением
служит и игровое правило: загадывает новую загадку тот, кто правильно отгадал
предыдущую.
При такой
организации занятий необходим дифференцированный подход к оценке и формам
исправления ошибок дошкольников: есть ошибки прогрессивные, «хорошие», так как
на них ребенок учится, а порой экспериментирует. К ним нужно относиться с
особым вниманием.
В
выполнении речевых заданий должны участвовать все дети, в том числе и
малоактивные. Воспитатель распределяет задания таким образом, чтобы ответы
ребят, которых вызывают первыми, служили для остальных образцов для подражания,
но не повторения. Так, в игре «Наш теремок», в которой дошкольники обучаются
разным способам образования названий детенышей животных (овца
— ягненок, кот — котенок, жираф — детеныш жирафа и
т. д.), малоактивные дети получают картинки, которых нет у активных.
Малоактивный ребенок стремится самостоятельно подобрать слово, имея лишь
образец ответа товарища (например, у одного ребенка рисунок детеныша жирафа, а
у другого — детеныша бегемота).
Детям
представляется возможность самостоятельно образовывать по аналогии с образцом
трудные или нетрадиционные формы слов (ботинок,
чулок, носков, тапочек и др.) Воспитатель читает стишок и
показывает картинки-подсказки: «Мы увидели сорок без... (ботинок) и... (чулок) и
щенков без... (носков) и
т.д.».
Грамматический
материал закрепляется как в процессе известных, так и некоторых новых игр и
игровых упражнений: «Чего не хватает портнихе для работы?» (на
образование форм родительного падежа имен существительных); «Мишка и Буратино
разговаривают по телефону» ( на спряжение глагола звонить); «Угадай, где я был»
(на образование форм винительного падежа множественного числа имен
существительных, обозначающих животных); «Размытое письмо» (на составление
сложного предложения по его началу, активизацию сложноподчиненных предложений);
«Три линейки», «Парные картинки» (на усвоение родовой принадлежности
имен существительных) и другие.
В конце
года проводятся специальные виды работы над синтаксической стороной речи –
пересказ и рассказывание с последующей записью: ребенок диктует свой рассказ, а
воспитатель записывает (ситуация письменной речи).
Работа
над предложением осуществляется в форме игры «Живые слова» и начинается со
второго полугодия учебного года. Варианты этой игры продолжительностью
5-7 минут являются частью занятия; одно занятия полностью отводится
ознакомлению детей с предложением.
Вначале
вводиться и объясняется сама игра. Число ее участников соответствует
количеству слов в предложении. Воспитатель говорить каждому ребенку, каким
словом он будет (например: «Оля будет словом деревья, Таня
— словом покрыты, Вера
— словом снегом»). Из
детей-»слов» педагог «составляет» предложение, предлагая им в встать ряд
(«слова» встают слева направо, т. е. так, как они пишутся) и
последовательно произнести слова, которые они обозначают. Так дети узнают,
какое предложение получилось.
В других
вариантах игры дошкольники переставляют слова по заданию воспитателя (Деревья
покрыты снегом. - Снегом покрыты деревья); последовательно
заменяют все слова исходного предложения (Цыпленок
встретил корову. - Мальчик увидел собаку.); добавляют
слова, распространяя предложение (Дети
любят играть. Дети любят конфеты. - от Дети любят.); восстанавливают
смысл предложения, ставя слова по порядку (кошка,
двери, около, лежит — Кошка лежит около двери. Около двери лежит кошка.); составляют
предложения из набора слов (кот, лиса, рыжий, бежит, лежит — Бежит
кот. Лиса рыжая. Лежит рыжий кот.).
Проводя
разные варианты этой игры, воспитатель должен иметь в виду, что термин предложение вводится
не сразу, а только на третьем занятии.
Во все
варианты игры включаются вопросы о последовательности слов в предложении. При
этом воспитатель и дети называют не порядковые числительные (первое слово,
второе, третье и т.д.), а слово, начинающее предложение, и следующие за
ним. Например, к предложению Падает пушистый снег ставят
вопросы: «Какое первое слово? Какое потом? А потом какое слово?» Или: «Какое
слово после слова падает?».
В
каждой игре нужно задавать вопросы вразбивку, к отдельным словам. Например:
«Кто слово падает?» или
«Какое это слово?» - спрашивает воспитатель, указывая на ребенка, обозначающего
слово. При этом воспитатель должен следить, чтобы правильно называли слова все
участники игры, а не только те, кто обозначает то или иное слово.
В играх
используются предложения, состоящие из трех-пяти слов без предлогов и союзов.
Исключение составляет упражнение на восстановление смысла высказывания (игра
«Угадай, какое слово заблудилось»); где предлог употребляется для того, чтобы
предложение было непонятным. Например, после названия подряд всех слов
получается — Кошка двери около лежит. Воспитатель
говорит: «Слова заблудились, встали не по порядку, и поэтому непонятно, что ж
они сказали про кошку. Поможем словам встать правильно, по порядку».
В
некоторых играх, например на замену слов, дошкольникам может быть трудно
правильно выполнить задание, поэтому первыми целесообразно вызвать более
подготовленных детей. Так, педагог предлагает заменить слово корову в
предложении Цыпленок встретил корову. Ребенок
должен назвать новое слово (например, собаку), а
затем уже заменить им прежнее (корову) и
сказать все предложение полностью (Цыпленок
встретил собаку). После этого дети-»слова» (они стоят в
стороне) произносят предложение, которое было сначала.
Воспитатель
следить за тем, чтобы дети называли слово в той форме, в какой оно стоит в
предложении. В примере Цыпленок встретил корову слово корову стоит
в косвенном падеже. Если дети скажут корова,
воспитатель предлагает «прочесть» предложение. Получается Цыпленок
встретил корова. Таким образом дошкольники обнаруживают
ошибку и самостоятельно исправляют ее.
Данная
игра предусматривает также выполнение детьми, которые обозначают слова,
следующих правил: 1) громко и правильно по сигналу воспитателя произносить свое
слово; 2) запоминать и находить свое место среди других слов; 3) при
последовательном названии всех слов каждое предыдущее «слово» берет за руку
следующее за ним (или кладет руку на плечо следующего ребенка - «слова»).
Одна из
игр - «Путаница» (на замену слов) — проводится в словесной форме, без
использования «живых слов».
Организуя
занятия и направляя дошкольников, воспитатель должен обеспечить усвоение
программного содержания всей группой. Для этого всем детям поочередно
необходимо стать «словами», отвечать на разные по сложности вопросы, выполнять
игровые задания. Для того чтобы вовлечь в игру малоактивных детей, вначале им
следует давать более легкие задания (например, ребенок обозначает слово,
стоящее в предложении в прямом падеже; дошкольник отвечает на вопрос, что
обозначает это слово, или называет это слово и т. п.). Во время игры
педагог должен спросить несколько раз все участников. Если они будут допускать
ошибки, нужно помочь им найти и исправлять их, привлекая остальных участников.
Это способствует лучшему усвоению материала.
Полученные
знания закрепляются на других занятиях по развитию речи, когда дети, делая,
например, лексическое или грамматическое упражнение, составляют предложения из
двух-трех слов или с каким-либо заданным словом, проверяют правильность
высказывания, называя последовательность всех слов, предложения.
Воспитание
звуковой культуры речи в старшей группе осуществляется при помощи упражнений,
которые проводятся не реже двух раз в месяц в течение 5-7 минут. Формировать
произношение можно и на занятиях по развитию речи, ознакомлению дошкольников с
художественной литературой. Например, воспитатель обращает внимание детей на
громкость, темп речи, на четкость и ясность произнесения слов, фраз, на
правильное произношение звуков и т.д. при обучении умению описывать содержание
картинки, игрушку, во время пересказа сказок, рассказов, при заучивании и
чтении стихотворений. Такой комплексный подход к развитию речи дошкольников,
когда на одном речевом материале решается несколько задач, позволяет более
рационально организовать занятие, сделать его при меньших затрат времени более
насыщенным в речевом отношении.
Поскольку
к пяти годам еще не все дошкольники овладевают правильным произношением звуков,
особенно шипящих и сонорных л, р, очень
важно вовремя научить детей этому. С помощью различных игр и упражнений на
дифференциацию звуков, четкое произнесение их, особенно в тех словах, где они
встречаются одновременно.
В
специальных упражнениях, включенные в занятия, детям предлагаются для
дифференциации пары звуков: с – з, с – ц, ш – ж, ч – щ, с – ш, з –
ж, ц – ч, л- р, т.е. дети учатся различать свистящие,
шипящие и сонорные, твердые и мягкие звуки – изолированные, в словах, во
фразовой речи. Сначала ребята учатся вычленять из фразы слова с одним из
дифференцируемых звуков, а затем взрослый предлагает им поочередно вычленять
слова с оппозиционными звуками. Так, сначала дети называют слова, в которых
звук с находиться
в начале, в середине и в конце слова (санки,
колесо, автобус), затем называются слова со звуком з (заяц,
ваза). И только после этого дается сначала
встречается звонкий з, потом
глухой с (Зоя
катается на санках). Впоследствии можно подбирать слова с
дифференцируемыми звуками разный частей речи (солнечный
– звонкий, сажает – забывает).
Для
закрепления правильного произношения звуков и уточнения артикуляции
предусмотрены игры и упражнения, в которых дети произносят каждый звук сначала
в отдельности, а потом все звуки во фразе – повторяют чистоговорки и
скороговорки, насыщенные этими звуками. При этом воспитатель дает образцы
произношения, поправляет тех, кто допускает ошибки.
Для
отработки дикции, силы голоса, темпа речи привлекаются скороговорки,
чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Дети учатся подбирать не только слова,
сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие
заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял? – На
полянке танцевал. Где ты, белочка, скакала? – Я
орешки собирала. Эй, зверята, где вы были? – Мы
грибы ежам носили».
Воспитатель
обращает внимание детей на интонационные средства выразительности, учит
правильно пользоваться ими (читать стихотворение весело или торжественно в
зависимости от его содержания).
В старшем
дошкольном возрасте продолжается обучение детей говорению с разной громкостью
и темпом речи в зависимости от условий речевого общения ( например, от
расстояния до слушателя, от содержания высказывания). Во время закрепления и
дифференциации звуков с помощью чистогоровок детям предлагается произносить их
не только четко и внятно, но и с различной силой голоса (шепотом, вполголоса,
громко) и скоростью (медленно, умеренно, быстро).
Дошкольники
учатся правильно пользоваться вопросительной, восклицательной и
повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении
связного высказывания разных типов – повествования, описания,
рассуждения, так как каждое из них требует разного интонационного оформления.
Воспитатель продолжает развивать речевое дыхание детей: на это направлены
задания на протяжное произнесение гласных и фрикативных звуков (с,ш), на
произнесение чистоговорок на одном выдохе с постепенным увеличением в них
количества слов, сдувание « снежинок» и другие.
Особая
роль в работе со звуковой стороной слова отводится осознанному употреблению терминов слово,
звук, слог, ударение, поскольку слово и его звуко-слоговая форма
становится для детей этого возраста предметом специального изучения и анализа.
В
процессе речевых занятий (3-7 мин) дети учатся выделять слова из общего
речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать
последовательность звуков в слове, осознавая звуки и слоги как отдельные
элементы. Особое внимание старших дошкольников обращается на такую особенность
звуковой стороны слова, как длительность звучания (слова длинные и короткие, в
словах звуков много или мало).
Учась
вслушиваться в звучащее слово, дети могут произносить
слово двумя способами, как бы «прощупать» его.
Первый
способ – произнесение слова с одинаково протяжным
выделением голосом всех звуков слова, с равным подчеркиванием звучания каждого
из них (лллууунннааа) – используется, если
воспитатель хочет показать, из каких именно звуков состоит слово. Такой способ
произнесения помогает «увидеть», «обнаружить» те звуки, которые составляют
единое целое – данное слово, расчленить это слово на звуки, а также установить
их последовательность.
Второй
способ – усиленное выделение голосом
какого-то определенного звука (лллуна, луууна, луннна, лунааа) –
применяется, если внимание ребенка нужно обратить именно на этот звук и лишь в
работе с отдельными детьми (новенькими, давно не посещавшими детский сад и
т.д.). В остальных случаях педагог произносит слова без специального
подчеркивания каких-либо звуков (луна).
Большую
помощь в осознании ребенком того, что звуки в слове следует друг за
другом, оказывает звуковая линейка.
Звуковые
линейки могут быть простыми или сложными для восприятия детей. Приведем пример
звуковой линейки средней сложности, которая помогает сосредоточить внимание
ребенка на каком-то одном звуке, определить его место в слове (например, звук у в
слове жук следует
после звука ж),
закрепить знания о последовательной смене звуков в слова (на рисунке).
Звуковая
линейка окрашена одним цветом, окошки донышек – другим, например синим. Когда
воспитатель, последовательно произнося звуки в слове, длительно проговаривает
какой-либо звук (например, звук у),
подвижная часть линейки открывает окошки лишь по числу произнесенных звуков
(два окошка). Выделяемый голосом звук у можно
«остановить», определить, что он звучит после звука ж. окошки
последовательно заполняются звуками, появившийся в окошке круг-звук не исчезает
после того, как открывается последующее окошко.
Воспитатель
демонстрирует всей группе последовательность звуков в слове (передвигает
круг-звук в линейке из одного окошка в другое), а все дети внимательно смотрят
на линейку и произносят звуки слова. Когда синий кружок появляется в первом
окошке, дети произносят первый звук. Когда дети видят, что кружок во втором
окошке, они начинают произносить второй звук и т.д. В дальнейшем педагог учит
детей все действия с линейкой выполнять самостоятельно.
Одновременно
с этим старшие дошкольники продолжают учиться выделять, вычленять отдельные
звуки в слове, закрепляют знания о том, что звуки в слове разные, что каждый
звук, как часть слова, занимает отдельное место, что один и тот же звук может
слышаться в начале, в середине, в конце слова. В результате дети овладевают
умением слышать и выделять в каждом слове все звуки, хорошо ориентироваться в
звуковом строении слова.
В
дальнейшем используются варианты игр со звучащим словом, способствующие
формированию умения анализировать слоговую структуру слова. Дети учатся
разделять слова на слоги, составлять из них слова, делить на слоги двух- и
трехсложные слова с открытыми слогами (лу-на,
си-ни-ца), произносить отдельно каждую часть слова,
составлять слова из заданных слогов, самостоятельно преобразовывают слова, состоящие
из двух слогов, в слова трехсложные.
Особое
место принадлежит приемам, направленным на самостоятельное придумывание детьми
заданий, загадок, сказок о звуках слогах и ударении в слове. Специально
создаются такие ситуации, когда ребенок ставится перед необходимостью
преодолевать посильные затруднения, искать и находить ответы на вопросы о
слове и о строении.
Планируя
игры и упражнения, воспитатель должен учитывать не только возможности и уровень
знаний дошкольников, но и предполагаемую умственную нагрузки на занятии. Если,
выполняя задания ребята переутомились и при этом в работе использовались в
основном словесные методы, то игра планируется с наглядным материалом
(картинки, таблицы, игрушки). А если в основной части занятия широко применялись
наглядные материалы, игры и упражнения со звучащим словом должны быть
словесными.
Развитие
образной речи старших дошкольников необходимо
рассматривать в нескольких направлениях: овладение детьми всеми сторонами речи
(фонетической, лексической, грамматической), восприятие разнообразных жанров
литературных и фольклорных произведений и формирование самостоятельного
связного высказывания.
Дошкольник
первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. С
возрастом ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его
многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи,
переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц.
Показателем
богатством речи является не только достаточный объем активного словаря,
но и разнообразие используемых синтаксических конструкций, а также звуковое
(выразительное) оформление связного высказывания. В связи с этим и
прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.
Так, лексическая
работа, нацеленная на понимание многозначности
слова, помогает ребенку находить точные слова в построении высказывания,
подчеркнуть их образность.
Работа
над смысловой стороной слова выдвигается на первое место, так как именно
семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией
(раскрытие значение многозначного слова, использование синонимов и антонимов)
существенно влияет на формирование осознания явлений языка и речи.
Для
развития грамматического строя речи особую
роль в формировании образной речи играют владение запасом грамматических
средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова
в предложении и в целом высказывании (чувство стиля). Употребление ребенком
синонимичных грамматических форм и конструкций в зависимости от их смысловых
оттенков свидетельствует о высоком уровне сформированности синтаксического
строя речи.
От фонетической
стороны речи во многом зависит интонационное оформление
высказывания, а отсюда – и эмоциональное воздействие на слушателя. Связность
(плавность) изложения текста обуславливается такими характеристиками
звуковой культуры речи, как сила голоса (громкость и правильность
произношения), четкая дикция, темп речи.
Развитие
речи дошкольников тесно связано с формированием у них художественно-речевой
деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей.
Так, при пересказе фольклорных и литературных произведений, в процессе которого
дошкольники учатся строить связное монологическое высказывание, дети знакомятся
также с изобразительно-выразительными средствами художественного текста
(сравнениями, эпитетами, метаформами, синонимами и др.). Вместе с тем владение
этими средствами углубляет, уточняет художественное восприятие литературных
произведений.
Формирование
образности речи дошкольников следует сочетать с развитием у них других качеств
связного высказывания (см. ранее), опирающихся на представления о
композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный
запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в
собственных сочинениях.
Анализируя
литературное произведение в единстве его содержания и художественной формы,
активно осваивая средства художественной выразительности, ребята овладевают
способностью передавать в образном слове определенное содержание.
Очень
важно после чтения произведения правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь
детям вычленить главное – взаимоотношения и поступки основных героев. Правильно
поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным
выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму
произведения.
Знакомя
ребят с жанром рассказа, воспитатель должен раскрывать перед детьми общественную
значимость описываемого явления, взаимоотношения героев; обращать внимание
ребят на то, какими словами автор характеризует и самих персонажей, и их
действия. Вопросы педагога должны выявить насколько хорошо ребенок понимает
основное содержание и умеет оценивать поступки героев.
Анализ
произведения должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать
его глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго
запомнились и полюбились поэтические образы.
При
чтении стихотворений воспитатель, выделяя ритмичность, музыкальность,
напевность стихотворений, подчеркивая образные выражения, развивает у детей
способность замечать красоту и богатство русского языка.
При
ознакомлении дошкольников со стихотворными произведениями нужно помочь ребенку
почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать его
содержание.
Работа с
фразеологизмами нацелена на привлечение внимания детей к необычным выражениям,
а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам позволяют ребенку осознать
обобщенный смысл малых фольклорных форм (зарубить
на носу – запомнить навсегда; повесить
голову – загрустить).
Анализ пословиц
и поговорок дает возможность развить осознанное
отношение дошкольников к смысловой стороне слова. Понимание и употребление
пословиц и поговорок предполагает владение переносным значением слов, умение их
приложить к разным ситуациям. Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют
культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют
приобщению детей к духовным ценностям русского народа, выраженным в малой
фольклорной форме (А. П. Илькова).
Развитие
связной речи на материале пословиц и поговорок осуществляется в два этапа.
Первый
этап обучения предусматривает расширение
представлений детей о малых жанрах словесного фольклора. В ходе трех занятий и
тематических развлечений у дошкольников развивается познавательный интерес к
формам фольклора, различающихся эмоциональной направленностью (частушки,
потешки, прибаутки), практической соотнесенностью с миром (заклички, считалки,
приговорки, скороговорки), иносказательностью народной речи (загадки,
пословицы, поговорки). Целесообразно организовывать фольклорные праздники
«Встреча с любимыми произведениями», «Год кончается, год начинается»,
«Посиделки», главная задача которых – соединение общефольклорных сведений.
Содержание
пропедевтической работы подчиняется образовательной цели обратить внимание
детей на форму и содержание метких образных изречений, типизирующих различные
явления жизни.
Второй
этап обучения может быть направлен на
формирование у дошкольников понимания лексическо-семакнтических отношений между
языковыми знаками, какие свойственны пословицам и поговоркам.
В
качестве критериев отбора пословиц и поговорок для обучения выделяются
следующие:
1) семантическая доступность выражений, т.е. возможность
осмысление детьми слов и словосочетаний, а также понятий, которые они
обозначают;
2) художественная емкость пословиц и поговорок,
выразительность эмоционально-экспрессивной стороны, изобразительность текста;
3) частотность употребления выражений, т.е. относительная
регулярность воспроизведения фольклорной формы в речевой практике.
Пословицы
и поговорки желательно систематизировать и представить в виде следующих групп:
тематической, художественной, логико-тематической и инокультурной (см.
приложение).
В тематическую
группу вошли тексты, отражающие знакомые детям
стороны жизни и связи между явлениями.
Художественную
группу составляют пословицы и поговорки в
стихотворной (с ярко выраженным ритмом, рифмой, созвучиями) и прозаической
формах.
Логико-тематическая
группа состоит из изречений, выражающих отношения
между признаками и свойствами объекта (субъекта):
- отрицательные или отношения противопостановления (не
в свои сани не садись, ни кола ни двора);
- утвердительные или с выделением, акцентированием
свойства или признака (лучше молчать, чем врать, мал, да
удал);
- проявляющие взаимосвязь, взаимозависимость «причина –
следствие», «стимул – реакция» (что
посеешь, то и пожнешь, как с гуся вода).
Инокультурную
группу составляет ограниченная подборка изречений
разных языковых культур, предназначенная для ознакомления с общим смыслом выражения
и формирования толерантного отношения к культуре (в том числе речевой) других
народов.
На этом
этапе обучения внимание сосредотачивается на поиске связей между словами при
сравнении объектов, установлении общего и отличного между ними. Для развития
лексической восприимчивости предлагаются упражнения этимологического и
стилистического характера: «Что означает слово?», «Подбери слова», «Подбери
сочетания слов».
Третий
этап обучения посвящен использованию пословиц в
разных видах деятельности со старшими дошкольниками: учебно-речевой, игровой,
художественно-речевой, бытовой, досуговой. Здесь основным приемом работы
выступает толкование пословиц, поговорок как фразеологических единиц. С помощью
речевых ассоциаций, пантомимических действий и иллюстрирования пословиц,
поговорок у детей углубляется представление о прямом и переносном значении слов
и словосочетаний. На данном этапе дошкольники последовательно осваивают новую
речевую информацию, у них одновременно развиваются познавательные силы и
лексические возможности ориентироваться в этой информации.
На
четвертом этапе обучения определяются
лексико-фразеологическая компетентность детей при использовании пословиц и
поговорок как целостных сочетаний с переносным значением в самостоятельном
высказывании, точность их воспроизведения, активизации в речи.
Детям
предлагается продолжить пословицу по заданному началу: «Как аукнется… так
и откликнется»; назвать пословицу по рифмующимся словам: руки
– скуки (Умелые руки не знают скуки.); поободрать
поговорку к заданному слову: белка (Крутится как белка в колесе.); составить
рассказ по тексту пословицы. В упражнениях на определение полярных
семантических отношений (антонимия: ум
– глупость, правда – ложь, трудолюбие – лень), эквивалентных
отношений слов (синонимия: лукавство – хитрость, смекалка –
ловкость) дети одновременно осваивают ценностную
ориентацию изречений.
Развитие
речи детей в повседневной жизни. Полноценное
речевое развитие детей продолжается и вне занятий:
на прогулке, в утренние и вечерние часы. Во время игр воспитатель дает
упражнения, помогающие закрепить умения и навыки, полученные на занятиях.
С детьми,
имеющими недостатки звукопроизношения, проводится дополнительная работа: в
небольших группах (при наличии одинаковых недостатков) или индивидуально.
Дошкольники с серьезными нарушениями звукопроизношения направляются на
консультацию к логопеду или переводятся в логопедические группы. Вне занятий
совершенствуется интонационная выразительность речи, развивается речевое
дыхание и т.д.
Чтобы
обеспечить полноценное развитие словаря детей, рекомендуется наряду со
специальными занятиями шире привлекать ситуации из повседневной жизни, которые
представляют больше возможностей для закрепления речевых навыков, полученных на
занятиях. Вне занятий следует создавать условия для проявления речевой
активности каждого ребенка, организовать речевое общение детей во время игры,
режимных процессов. Для усвоения лексики нужно создавать речевые ситуации,
позволяющие упражняться в употреблении определенных слов.
С детьми,
допускающими ошибки в словоизменении, словообразовании, построении предложений,
вне занятий проводятся указанные выше или аналогичные игры с
грамматическим содержанием. Кроме того, воспитатель должен постоянно следить за
речью ребят во время игр, в быту, исправляя встречающиеся ошибки.
Для
развития связной речи целесообразно выстраивать разговоры и беседы с детьми на
различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его
отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Следует
стремиться к тому, чтобы дети отвечали неодносложно на поставленный вопрос (был
в зоопарке, гулял), а учились рассказывать о событиях,
опираясь на личный опыт. Поэтому надо правильно ставить вопрос:
«Расскажите, где ты вчера был, что интересного видел и запомнил». Беседа
позволяет развивать у ребенка навыки построения диалога, которые необходимы для
овладения монологической речью.
Ребенок
начинает рассказывать, а педагог и небольшая группа детей слушает его. Если
рассказ получился интересный, воспитатель записывает его, чтобы потом почитать
всем детям. Очень важно следить за правильным построением предложений.
Вне
занятий проводится запись детских рассказов в альбом; дети могут нарисовать
сюжеты своих рассказов, а воспитатель напишет текст, можно придумать название
этому альбому. Тематика рассказов может быть самой разнообразной («Наш
участок», «Наш огород», «Кто построил этот дом и т.п.).
На прогулке,
в индивидуальном и групповом общении в Уголке книги педагог организует
(примерно два раза в неделю) игры, закрепляющие полученные знания о предложении
(варианты игры «Живые слова») и слове. В упражнениях «Назови конец слова»,
«Письма Петрушки», настольно-речевых играх «Слоговые кубики», «Самолет»,
«Подбери слово» и других принимают участие не более двух – четверых человек.
Воспитатель имеет возможность продемонстрировать их знания другим детям. Особая
роль принадлежит вечерам досугам, звуковым викторинам, речевым, дидактическим,
настольным играм («Какое это имя?», «Так ли это звучит?», «Звуковая цепочка»,
«Слова, рифмы, звуки» и др.).
На речь
детей следует обращать внимание и на других занятиях: во время бесед на
этические темы, при формировании элементарных математических представлений и
т.п.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.10.2025
Дата обновления: 01.10.2025
Дата публикации: 02.10.2025